Наши комментарии


Право на бесплатную юридическую помощь: значение международных стандартов для Абхазии


Наш эксперт Евгений Фокин, научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, рассуждает о значимости международных стандартов для развития системы бесплатной юридической помощи в Абхазии.

Представляется бесспорным, что принятие закона о бесплатной юридической помощи стало бы важным шагом в построении правового государства в Абхазии. В настоящее время правовое регулирование вопросов, связанных с данным видом юридических услуг, носит разрозненный и бессистемный характер, подчас противоречивый и даже откровенно пробельный. Принять подобный закон побуждают и целый ряд норм Конституции Республики Абхазия, а прежде всего статья 21: «Каждому человеку гарантируется государственная и судебная защита его прав и свобод».

Вместе с тем, открытым остается и важный вопрос о том каким именно должен быть этот закон, а вместе с ним и вся система бесплатной юридической помощи в Абхазии. Для ответа на этот вопрос представляется необходимым обратиться к международным стандартам и практикам.

Отметим, что общего и универсального «рецепта» оказания бесплатной юридической помощи общество пока не изобрело. Тем не менее на европейском уровне сформировались определенные международно-правовые требования, которые подлежат обязательному учету при создании и развитии системы бесплатной юридической помощи.

Так, согласно статье 11 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Встает закономерный вопрос: что понимать под «всеми возможностями для защиты»? Ответ на этот вопрос можно найти в статье 14 Международного Пакта «О гражданских и политических правах» и включает в себя право быть судимым при личном присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него; пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке; не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным».

Важно также обратить на статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, согласно части 1 данной нормы: «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Последующие части данной статьи детализируют данное требование применительно к уголовному процессу, в том числе затрагивается и вопрос о защите в уголовном процессе. Так, каждый <…> имеет право защищать себя лично или через выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия.

Обратим также внимание на практику Европейского Суда по правам человека, учрежденного для целей обеспечения реализации Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Интересно, в частности, дело Голдер против Соединенного Королевства. Не вдаваясь в тонкости данного дела, отметим, что ЕСПЧ высказал однозначную позицию о том, что требование статьи 6 подразумевает:

- реальную возможность обращения за судебной защитой;

- реальную возможность для обращения к защитнику для целей последующей судебной защиты.

В дальнейшем в практике ЕСПЧ было множество примеров, когда отсутствие таких возможностей, а равно создание государством разного рода бюрократических препятствий при обращении в суд расценивалось Европейским судом как нарушение статье 6 Конвенции.

На международном уровне также предусмотрен целый ряд норм, закрепляющих и раскрывающих принцип запрета дискриминации при обращении за юридической помощью (в том числе бесплатной). Основы этого принципа заложены в статье 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая имеет недвусмысленное название «Запрет дискриминации». Применительно к юридической помощи данный принцип конкретизирован, например, в «Основных принципах о роли адвокатов» (приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренных 45-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН - резолюция № 45/121 от 14.12.1990 г.) «правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции без разделения расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального или социального происхождения, экономического или иного статуса».

Выше приведен лишь краткий обзор международных стандартов юридической помощи. Но именно эти стандарты являются определяющими при подготовке соответствующего закона о бесплатной юридической помощи, который должен исходить из принципов равенства, запрета дискриминации, реального характера юридических услуг, доступности. Важно помнить и то, что бесплатная юридическая помощь предоставляется в форме услуги, которая предполагает определенный уровень качества ее оказания. Последнее в свою очередь требует необходимой квалификации и соответствующего контроля.



https://zen.yandex.ru/media/id/5b925c39c9e72b00a91d82b5/pravo-na-besplatnuiu-iuridicheskuiu-pomosc-z...