Для многих жителей нашей республики настоящим испытанием стала начатая в 2016 г. процедура обмена абхазских паспортов старого образца на паспорта нового образца. Мы уже неоднократно писали о том, что практика приравнивания обмена паспорта к процедуре подтверждения гражданства является неправомерной. Можно легко представить себе, что еще через несколько лет какая-нибудь политическая группа захочет, исходя из ведомых ей интересов, вновь запустить процедуру обмена нынешних паспортов на еще более усовершенствованные. Значит ли это, что представителям этнических меньшинств Абхазии, а именно о них идет речь, поскольку этнические абхазы признаются гражданами Абхазии априори, вновь придется доказывать, что они являются гражданами республики? Надеемся, что нет.
Не так давно, (в 2018 году), наконец были приняты поправки к закону «О гражданстве Республики Абхазия» от 2005 г., которые позволили некоторым категориям граждан преодолеть барьер, созданный приданием в 2013 году обратной силы Закону о гражданстве. Согласно Закону основанием прекращения абхазского гражданства стало нарушение срока непрерывного проживания лица на территории Республики Абхазия в течение пяти лет в период до принятия Акта о государственной независимости Республики Абхазия 12 октября 1999 г. То есть, речь шла о периоде, предшествовавшем принятию Закона в нынешнем его виде. В указанный период жители Абхазии считались ее гражданами на основании предыдущего закона "О гражданстве Республики Абхазия" от 10 декабря 1993 года.
Они спокойно выезжали за пределы поствоенной Абхазии: кто – на учебу, кто – на заработки. Кто-то прописывался в России, чтобы выжить на российскую пенсию, а многие были несовершеннолетними и выехали из Абхазии вместе с родителями. Не будучи гадалками и экстрасенсами, эти люди не могли предугадать, что в далеком 2013 г. будет принят закон, которому депутаты придадут обратную силу. Внезапно пребывание за пределами Абхазии в определенный период в прошлом стало поводом для того, чтобы поставить под серьезное сомнение наличие у этих людей гражданства Абхазии в настоящем.
Стараниями общественности в 2018 г. в Закон "О гражданстве Республики Абхазия» были внесены некоторые поправки, благодаря которым отдельные категории граждан, не находившиеся непрерывно на территории Абхазии в период с 1994 г. по 1999 г., были восстановлены в своих правах граждан РА и смогли обменять старые паспорта на документы нового образца.
Непрерывное пребывание на территории Абхазии в период с 1994 по 1999 г. является не единственным фактором, создавшим проблемы в вопросе паспортизации. Наличие двойного гражданства, за исключением гражданства признавшей Абхазию Российской Федерации, также не дает жителям Абхазии неабхазской этнической принадлежности права на гражданство Абхазии. В отношении тех лиц, которые признали наличие у них, к примеру, грузинского гражданства, ситуация более или менее ясна – они не могут быть признаны гражданами Абхазии. Отдельный вопрос, каким статусом в таком случае они могут обладать на территории Абхазии, и какие права они будут иметь, благодаря этому статусу. Но есть и такие грузины, которые не имеют гражданства Грузии, или их нахождение в гражданстве Грузии не доказано. Тем не менее, паспортные отделы отказывают этим людям в обмене паспортов, настаивая на том, что они утеряли гражданство Абхазии, вступив в (недоказанное) гражданство иностранного государства.
Есть еще один вопрос, ставший камнем преткновения для лиц неабхазского этнического происхождения. Это вопрос прописки. В послевоенные годы в силу сложных жизненных обстоятельств люди выписывались из мест постоянного проживания в Абхазии. При этом они физически находились на территории республики, чему есть различного рода подтверждения. Однако паспортные отделы берут во внимание не доказательства физического пребывания человека на территории Абхазии, а отсутствие у него/нее прописки. Лицам без прописки, в итоге, отказывают в обмене паспорта в связи с утерей гражданства.
С помощью правозащитных организаций люди, получившие отказ в обмене паспорта, обращаются в суд. Следует отметить, что суды гораздо более тщательно изучают обстоятельства каждого дела, принимают во внимание все свидетельства и доказательства пребывания истцов на территории Абхазии, в связи с чем судебные решения часто оказываются в пользу именно истцов. Несколько подобных дел сопровождали в судах разной инстанции юристы бесплатной Общественной приемной по правам человека при Центре гуманитарных программ, и благодаря их профессиональной работе клиенты приемной смогли выиграть дела. Однако нередки случаи, когда паспортные отделы оспаривают решения судов первой инстанции или затягивают исполнение судебного решения, нарушая установленные Законом сроки.
В 2020 году в Общественную приемную по правам человека при ЦГП обратились 37 человек, которым было отказано в выдаче паспорта в силу разных причин. 11 обратившихся приняли решение обжаловать действия паспортных отделов в судебном порядке. Двоим обратившимся из одиннадцати было отказано в первичной выдаче паспорта, девятерым - в обмене. В уведомлениях Паспортной службы по 10 делам в качестве причины отказа в выдаче паспорта нового образца указывается наличие гражданства иностранного государства, хотя доказательств наличия гражданства иного государства нет. Одному человеку было отказано в обмене паспорта ввиду отсутствия у него прописки.
В 2020 году юристы приемной помогли 8 бенефициарам выиграть дела в суде. Пятеро из них уже получили новые паспорта, трое ожидают исполнения судебных решений. Еще три административных дела находятся в производстве Очамчырского районного суда.
Опыт показывает, что необходимо разработать и принять адекватные нормативно-правовые акты, которые устранят все недостатки и пробелы в существующем законодательстве в сфере гражданства, выдачи и обмена паспортов граждан РА. Важно устранить главное нарушение – обратную силу положений п. «б» ч. 1 ст. 5 и ч. 2 ст. 17 Закона. В связи с тем, что с течением времени критерий постоянного проживания на территории Республики Абхазия «устаревает» и все меньше подходит для определения наличия гражданства, необходимо рассмотреть новые основания для признания гражданства и начать процесс их обсуждения.
Необходимой мерой также представляется устранение возможности внесудебного признания утраты гражданства, которое практикуют Паспортное управление МВД РА и его территориальные подразделения.
Важно продумать, как при обмене паспортов быть с людьми, постоянно проживающими на территории РА в течение десятков лет, но не прописанными в Абхазии. Они находятся в уязвимом положении по сравнению, например с лицами, имеющими прописку на территории Абхазии, но много лет проживающими за пределами РА. Сегодня лицам без прописки паспортные службы отказывают в обмене паспорта несмотря на то, что инструкция «О порядке выдаче, замене, учета и хранения паспортов гражданина Республики Абхазия» допускает выдачу и замену паспорта гражданина РА лицу, не имеющему прописку на территории РА.
Давно назрела необходимость спокойного, взвешенного обсуждения всех наболевших вопросов. И важно, чтобы этот разговор не был отягощён конъюнктурными политическими интересами, поскольку именно так можно прийти к цивилизованным решениям на основе уважения прав человека и учета национальных интересов нашей республики.