События и мнения


Нелегкая судьба зеленых насаждений


Интервью с Романом Дбар

Сухум когда-то буквально утопал в зелени. Сегодня облик города значительно изменился. И дело не только в том, что все еще видны шрамы, нанесенные войной. Последние годы идет другая война - война городских служб с деревьями и кустарниками, причем, не на жизнь, а на смерть. Практика радикальной обрезки деревьев и кустарников, распространившаяся в последнее десятилетие в Абхазии, неоднократно вызывала возмущение жителей республики. И вот недавно, в ответ на жалобы горожан, Администрация города Сухум приостановила обрезку деревьев, которую иначе, как варварской не назовешь. Хорошо, что городские власти наконец прислушались к мнению жителей города. Возможно, это произошло бы раньше, и многие насаждения можно было бы уберечь от беспощадной обрезки, если бы вовремя прозвучал вразумительный голос тех, кто в первую очередь должен стоять на страже зеленых насаждений – ботаников, сотрудников экологических служб.
В связи со сложившейся ситуацией мы решили узнать мнение известного эколога, директора Института экологии Академии наук РА Романа Дбар.

Считаете ли вы правильной практику радикальной обрезки деревьев? К чему она приведет? Во что это превращает наш город?

Понятно возмущение горожан видом зеленых насаждений, который получился в результате обрезки. Открылись обшарпанные фасады домов, город потерял привычный вид.

Разве проблема только в фасадах?

Конечно, не только в них. У зеленых насаждений много функций. Они, например, выполняют важнейшая защитную функцию. Если взглянуть на стволы деревьев, на коре можно увидеть следы от ударов машин. Если бы не было этих деревьев, то машины вылетали бы на тротуары, возможно, залетали бы даже в подъезды.

Но это же не главная функция деревьев?

Конечно, главная функция состоит в том, что благодаря зеленым насаждениям происходит очищение атмосферы особенно там, где существуют активные транспортные коммуникации. Ну и эстетика города, естественно.

Можно ли сказать, что метод обрезки деревьев, практикуемый у нас, оставляет после себя эстетическую картину?

Эта проблема многослойная. Дело в том, что параметры, в которых деревья растут на улицах, отличаются от параметров в парках. На жилой улице дерево, растущее без ограничений, создает серьезные проблемы: чем больше крона, чем выше дерево, тем глубже и разветвлённое его корневая система, а внизу, как известно, проходят подземные коммуникации. Поэтому деревья нельзя оставлять без обрезки. При этом ее надо производить таким образом, чтобы она не сокращала срок жизни зеленого насаждения. Чем толще ствол вы спилите, тем быстрее это насаждение придет в негодность и перестанет выполнять защитную функцию в городе.

Так почему же у нас допускается обрезка, угрожающая гибелью зеленых насаждений и уродующая облик города?

Картина в городе достаточно сложна из-за отсутствия средств для нормального проведения данных работ. Для каждой улицы и для каждого типа насаждения должна существовать специальная архитектура обрезки с учетом биологических особенностей насаждений и архитектуры зданий. Для этого зеленое хозяйство должно иметь квалифицированных агрономов и дизайнеров, которые обеспечат, с одной стороны, правильную формовку, а с другой стороны, используют соответствующие агротехнические приемы для сохранения насаждений как естественную зеленую защиту города и важную составляющую его эстетики. То, как производится обрезка сейчас, далеко от городской эстетики и носит авральный характер. Надо также учитывать, что деревья растут в одной линии, где проходят электропровода, а если не производить обрезку, будут происходить замыкания.

Что надо делать, и как это делать правильно?

Надо создать генеральный план города, в который отдельно необходимо внести раздел зеленой архитектуры. Кроме того, необходимо готовить нормативную документацию, которая обеспечит правила, по которым функционируют зеленые хозяйства. Это будет способствовать сохранности и зеленых насаждений, и электропроводов, и подземных коммуникаций.

Разве такие нормативы не существуют?
 
Сейчас нет таких нормативов, либо они не могут быть использованы, поскольку под любые нормативы необходимо иметь ресурсы.

Что еще необходимо?

Должен быть план озеленения города. При проведении обрезки нужно составлять дизайнерский проект для каждой улицы и для каждого вида насаждений отдельно.

Помимо ситуации с обрезкой деревьев горожан волнует ситуация с пальмами.

Проблему с пальмами нельзя назвать решенной, количество пальмовых вредителей не уменьшается.

А разве усилиями общественности и государственных служб не удалось спасти многие пальмы?

Спасти их удалось, но это временное явление. Из-за вредителей пальмы требуют постоянного ухода, ими теперь надо все время заниматься и следить за их состоянием в особенности в тех местах, где они представляют собой эстетическую ценность, являются символом города.

Если серьезно взяться за борьбу с вредителями, можно будет от них совсем избавиться?

Появление вредителей - это результат глобализации, поэтому надо быть готовыми к этой проблеме. К примеру, люди защищают виноград и цитрусы от вредителей, обрабатывая их несколько раз в год, но под всем этим есть экономический интерес. Никого не удивляет, что надо тратить средства на обработку цитрусов и виноградников. Когда же речь идет о пальмах, за этим люди не видят экономику, а эстетика не всегда подлежит материальной оценке.

Разве нет экономического интереса в том, чтобы сохранить пальмы как элемент эстетики? Эстетика важна ведь не только для горожан. Она привлекает туристов, а это уже экономика.

Это так, но у частного владельца виноградника есть четкая связь между обработкой виноградника или цитрусовых и экономической выгодой, а в случае с пальмами этого нет.

Тут вопрос в том, кто за что отвечает. Кто должен отвечать за состояние и сохранность пальм? Разве не зеленое хозяйство?

Зелёное хозяйство должно нести расходы за обработку пальм. В целом должно быть понимание, что улицы с красивыми и здоровыми пальмовыми деревьями – это выгода. Должно быть понимание, что затраты на их сохранение окупаются чем-то другим. Если это воспринимается как просто красота, не имеющая за собой экономической выгоды, то ничего не будет. Нормативно должна быть прописана эта связь. Большая часть затрат зеленого хозяйства сегодня – это авральные работы, когда надо убрать упавшее дерево, или обрезать его из-за того, что он задевает линии электропередач, т.е. когда есть острая необходимость.

В чем состоит острая необходимость, когда производится радикальная обрезка деревьев повально?

То, как ведется обрезка сегодня, не говорит о том, что есть острая необходимость. Нет необходимости проводить обрезку ежегодно, но делать это надо с определенной периодичностью, которая не должна исчисляться десятилетиями. Надо признать, что характер обрезки, который мы имеем сегодня, не учитывает зеленую архитектуру, эстетические запросы. Для тех, кто ее осуществляет, это вопрос высоты вышки, квалификации рабочих, минимизации затрат на работы, и в итоге это компромисс между тем, как должно быть, и тем, на что хватает сил и ресурсов. Дело в том, что экономический фактор является определяющим в сохранении красоты города. Мы, конечно, все хотим, чтобы город был красивым, но как и обычный человек мы не всегда можем заплатить за это нужную цену.

Все ли думают о красоте города?

В той или иной степени все хотят жить в красивом месте. Но красота предполагает определенные расходы на ее поддержание. Надо предусмотреть для этого бюджет, и, что очень важно, необходимо разрабатывать под это нормативную базу.

И все? Больше ничего не требуется?

Во-вторых, любым делом должны заниматься профессионалы. И в-третьих, хотя это должно быть на первом месте, надо любить свой город и стремиться к тому, чтобы он соответствовал лучшим стандартам.