События и мнения


Кто гарантирует защиту от насилия?


   На прошлой неделе абхазское интернет-сообщество всколыхнула разлетевшаяся через соцсети новость о том, что якобы по вине правоохранителей в Гагрском районе погиб молодой человек, Анри Атейба, находившийся в изоляторе временного содержания. В ответ на возмущенные комментарии в соцсетях представители МВД объяснили, что правонарушитель, ранее задержанный за оказание сопротивления органам правопорядка, погиб из-за травм, полученных в результате попытки суицида. Мать погибшего заявила о том, что на самом деле ее сына довели до самоубийства представители правоохранительных органов.       По данному факту Генеральная прокуратура проводит доследственную проверку, назначена судебно-медицинская экспертиза.
Все обстоятельства смерти молодого человека еще предстоит установить, но на фоне того, что прокуратурой Гагрского района возбуждено еще одно уголовное дело по факту превышения должностных полномочий сотрудниками Гагрского УВД (с применением насилия, оружия и специальных средств), заявления матери погибшего и адвоката, представляющего интересы семьи, совсем не кажутся беспочвенными.
   Сразу же после появления в соцсетях новости о гибели А. Атейба Уполномоченный по правам человека Асида Шакрыл направила на имя Генерального прокурора письмо, в котором напомнила о том, что «в соответствии с международно-признанными принципами эффективного расследования пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», государство обязано обеспечить оперативное и эффективное расследование данного дела. Уполномоченная призвала также предать гласности выводы, к которым придет Генпрокуратура в результате беспристрастного расследования.
   Это не первый случай, когда Уполномоченная по правам человека обращается к соответствующим органам и к руководству страны с призывом незамедлительно принять меры для недопущения фактов насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов. В докладах Уполномоченной, посвященных ситуации с правами человека, вопросу соблюдения прав лиц, содержащихся в местах заключения, уделяется особое внимание. Например, 4-я глава доклада за 2020 г. посвящена проблемам соблюдения гарантий против пыток. В докладе, в частности, отмечается, что «грубые нарушения норм международного права и положений законодательства РА, связанных с обеспечением свободы от пыток со стороны сотрудников ОВД, приобретают систематический характер, что требует незамедлительного реагирования и пресечения со стороны ведомственных, контролирующих и надзирающих органов».
   В своем предыдущем докладе (за 2018–2019 гг.) Уполномоченная по правам человека уже отмечала отсутствие в законодательстве Абхазии правового механизма предупреждения пыток. В связи с этим А. Шакрыл настаивает на необходимости внедрения и укрепления международно-признанных принципов эффективного расследования пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. По мнению А. Шакрыл и общественных правозащитников, в Абхазии крайне сложно привлечь к ответственности представителей правоохранительной и пенитенциарной системы за осуществление пыток. В связи с этим обстоятельством УК РА нуждается в дополнении составами преступлений, предусматривающих ответственность за пытки и за унижающее достоинство обращение (в соответствии с их определениями в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания).
   К сожалению, адресованный депутатам Парламента РА призыв приступить к обсуждению рекомендаций Уполномоченной в связи с отсутствием правового механизма предупреждения и реагирования на заявления о пытках и унижающее человеческое достоинство обращение, до сих пор остается без ответа. Более того, депутаты все еще не предоставили Уполномоченной возможность представить в Парламенте очередной отчет о проделанной работе, хотя Закон об Уполномоченном это предписывает. Получается, что ситуация с правами человека не значится в приоритетах парламентариев, а ведь речь идет о правах тех, кто голосовал за народных избранников.