Диана Керселян - координатор общественной приемной по правам человека при Центре гуманитарных программ
Сотрудники Общественной приёмной по правам человека не только оказывают консультативную помощь гражданам, которые к ним обратились в связи с тем, что нарушены их права, или потому что они не информированы о том, как им надлежит действовать, если возникла проблема. Вы еще занимаетесь просветительской и образовательной деятельностью в сфере прав человека. Расскажите, пожалуйста, в чем смысл ваших образовательных программ?
Мы считаем, что помимо оказания консультативной помощи и, при необходимости, сопровождения клиентов приёмной в суде и т.д., важно заниматься просветительской работой. Дело в том, что многие чиновники, да и юристы тоже, не привыкли рассматривать проблемы через призму обеспечения прав человека. Причины тому разные, и в первую очередь, это связано с тем, что они не обладают достаточными знаниями в сфере обеспечения прав человека. Концепция прав человека не была и до сих пор не является частью образовательной системы. Поэтому мы пытаемся хотя бы на неформальном уровне заниматься просветительской и образовательной деятельностью.
Чему был посвящен ваш недавний семинар с участием международного эксперта?
Данный семинар был посвящен новым методам, используемым в преподавании в сфере прав человека, т. е. приглашенный тренер обучал тому, как более эффективно преподавать права человека. Это не первый семинар, связанный с правозащитной тематикой. Три года тому назад мы провели серию семинаров по разным аспектам правозащитной деятельности.
Понимаете, можно годами работать в общественной приемной по правам человека, бесконечно консультировать граждан, но, если не будет системных изменений, ситуация не изменится. Эти системные изменения зависят не только от того, примут ли какой-то закон, но и от того, стал ли этот закон практикой.
Обеспечение прав человека — это комплексная задача. Помощь конкретному человеку через приемную – это базовый уровень работы. Помимо этого, необходимо заниматься адвокатированием тех или иных изменений. Мы же видим, что часть проблем связана с неверной правоприменительной практикой, другие проблемы возникают из-за несовершенства законодательства, разных нормативных актов. Мы стараемся идентифицировать эти проблемы и ставить их в повестку дня, чтобы ситуация менялась.
Просветительская и образовательная деятельность – это тоже важная часть комплексного подхода, без которого не будет ощутимого эффекта от правозащитной деятельности. Анализируя ситуацию с правами человека, изучив доклады Уполномоченного по ПЧ в Абхазии, мы пришли к выводу, что если не улучшать работу правоохранительных органов, в том числе, через образование, то ничего не изменится.
В последнее время правоохранительные органы в центре общественного внимания в связи с целым рядом инцидентов.
Да, это сегодня актуальная тема. Милиция – это передний край, на котором гражданин сталкивается с правоохранительной системой, и именно на этапе могут возникать нарушения. Еще три года назад мы для себя решили, что разработаем курс по правам человека для будущих сотрудников правоохранительных органов. Мы заключили договор с МВД о создании рабочей группы по данному вопросу, в рамках которой согласовали новую программу курса по ПЧ для учащихся тренинг-центра при МВД, в котором воспитываются будущие милиционеры.
У нас некоторые люди плохо воспринимают концепцию прав человека, считая ее чуждой нашей культуре. При этом бывает, что они же громче всех кричат про нарушения, когда это задевает их интересы. Вы можете более конкретно пояснить, что означает на практике обучение милиционера тому, чтобы он соблюдал права человека?
Обучить соблюдению прав человека на практике означает, что милиционер будет знать, что он не должен применять пытки в отношении задержанного, что он обязан во время допустить к нему адвоката, дать ему возможность сообщить родственникам о задержании и т.д. В докладе Уполномоченного по правам человека как раз говорится о таких нарушениях. Условия содержания заключенных – это тоже вопрос обеспечения прав человека. Эти условия должны соответствовать хотя бы минимальным стандартам, принятым в мире, но в реальности у нас этого нет.
Кроме того, у нас люди с опаской относятся к правоохранителям. Допустим, свидетели преступления часто отказываются давать показания. Человек, чьи права нарушены, может не обратиться к правоохранителям из опасения, что будет еще хуже. У многих нет доверия к правоохранителям - такого не должно быть. Необходимо выстроить работу так, чтобы было доверие со стороны общества.
Может быть, отказ свидетельствовать — это не только проявление недоверия к милиции? У нас многие люди считают постыдным свидетельствовать против кого-то. А может быть проблема еще и в распространенности криминальных ценностей?
Но эти криминальные ценности могли укорениться в обществе, потому что ненормально работала правоохранительная система, и это позволило криминальным ценностям в ряде случаев возобладать над законностью и верховенством права. С чего-то ведь надо начинать и выстраивать доверительные отношения с обществом. Есть богатый международный опыт. В Северной Ирландии в разделенном обществе провели полицейскую реформу и смогли добиться доверия со стороны общества. Это был сложный и долгий процесс, но есть впечатляющие результаты.
Идя во власть, нынешний Президент Абхазии А.Г. Бжания во главу угла своей программы поставил реформу правоохранительной системы. Можно ли осуществить такую реформу без образовательного процесса?
Мы надеемся на то, что действительно будет произведена реформа правоохранительной системы. Мы слышим, что есть рабочая группа, которая работает над концепцией этой реформы, но мы не знаем деталей. Не хотелось бы, чтобы реформа была связана только со структурными изменениями, этого будет недостаточно. Если просто поменять количество милиционеров или создать новые подразделения – это мало что изменит качественно. Необходимы ценностные изменения, новые подходы.
Некоторые считают, что достаточно повысить милиционерам зарплаты и хорошо их оснастить технически, тогда, дескать, все проблемы будут решены.
Материально-техническое обеспечение, конечно, важно, но его совершенно недостаточно. Можно хорошо оснастить милицию технически, но в случаях, когда она превышает свои полномочия, она будет еще и новые технические возможности использовать. Поэтому менять надо подходы, и без соответствующего образования в сфере обеспечения прав человека это будет сложно сделать.