События и мнения


Борьба с пандемией должна стать нашим общим делом


Затянувшаяся история с пандемией Covid-19 показала, что рассчитывать только на систему здравоохранения не приходится даже самым продвинутым странам, которым просто не под силу удовлетворить потребности населения в медицинской помощи. На данном этапе, когда вакцинация только началась, без ограничительных мер, без жесткого контроля за их соблюдением со стороны государственных органов, без масочного режима в местах скопления людей, без социального дистанцирования и, в целом, без дисциплины и самодисциплины, с распространением Covid-19 и, как результат, с ростом летальных исходов, не может справиться ни одно государство. Однако это очевидно далеко не для всех. Не исключение в этом смысле и наше общество.

Почему мы не смогли предотвратить рост заболеваемости в Абхазии при том, что в ноябре 2020 были введены ограничительные меры? Во-первых, меры были введены с опозданием. Во-вторых, государственные органы не обеспечили соблюдения введённых правительством мер. В-третьих, не в пример полноценному локдауну, меры, в целом, носили щадящий характер - речь не шла о закрытии большинства объектов и ограничении передвижения людей. Строгие ограничения, в основном, коснулись сферы образования и культуры. В-четвертых, меры в большинстве своем были сформулированы как рекомендации, а не как требования, обязательные к исполнению. В-пятых, не была четко прописана ответственность государственных органов за обеспечение режима ограничений. Абсолютным провалом стало то, что на пике заболеваемости не смогли предотвратить новогодние празднования в ресторанах, при том, что существовал запрет со стороны мэрии на проведение массовых увеселительных мероприятий.

Для чего нужен был мягкий ноябрьский формат ограничений? Возможно, не хотели ограничивать людей, и без того измученных веерным отключением света, а может быть, недооценили всех последствий мягкой версии режима ограничений. Ну и наверняка в расчет брались соображения, связанные с неизбежными экономическими потерями от локдауна.

Тем не менее, сложно понять, почему при частичных ограничениях не было строгого контроля хотя бы за соблюдением масочного режима и социального дистанцирования, почему допустили проведение массовых мероприятий – свадеб и корпоративов.  Ведь в ситуации пандемии с достаточно высоким показателем смертности — это не самые жесткие требования, но и они могли помочь в значительной степени снизить количество заболевших.

На этом фоне все настойчивее зазвучали голоса за отмену ограничений. Создаются движения за немедленное открытие школ и запрет на дистанционные формы обучения, ведется активная работа в соцсетях по снижению градуса обеспокоенности по поводу угроз, которые несет в себе коронавирусная инфекция. Родители школьников все чаще апеллируют к праву детей на образование. Но выход из тупика они видят только в немедленном возвращении к очной форме обучения. Вполне понимаем и разделяем возмущение тех людей, которые говорят о том, что меры не соблюдаются во многих сферах. Но невозможно понять и принять позицию тех, кто говорит: если никто ничего не соблюдает, то почему это должны делать мы?

Мы все оказались в замкнутом круге – полумеры не были эффективны, из-за роста заболеваемости не возобновились занятия в школах. Но крайне сложная и пугающая своими долгосрочными последствиями ситуация в сфере образования не стала стимулом к тому, чтобы посадить большую часть населения дома хотя бы на две недели, чтобы потом постепенно, следуя четко отработанному алгоритму и соблюдая все необходимые меры, можно было бы вновь открыть школы, культурные центры и т.д.

Что мы имеем в сухом остатке от мер, существовавших фактически на бумаге?  Высокие показатели заболеваемости, рост количества летальных исходов, перегруженность медицинских учреждений, нехватку и истощение физических возможностей врачей и младшего медицинского персонала, работающих на пределе своих возможностей, нехватку медикаментов и рост цен, в результате чего многие заболевшие не могут позволить себе адекватное лечение, закрытые школы и, за редким исключением, видимость дистанционного обучения.

В настоящее время действует новое распоряжение Президента «О мерах по защите здоровья населения Республики Абхазия от коронавирусной инфекции СOVID-19». Крайне важно, чтобы меры, прописанные в распоряжении, неукоснительно соблюдались. Это важно, в первую очередь потому, что так можно спасти многие жизни. Кроме того, снижение заболеваемости не только разгрузит больницы, но и позволит учреждениям, в первую очередь образовательным, через определенное время выйти из режима ограничений и возобновить работу. Нельзя рассчитывать на высокий уровень сознательности среди населения, у значительной части которого самодисциплина и законопослушание - не самые выдающиеся качества. Поэтому должен быть обеспечен жесткий контроль, а к нарушителям должны применяться санкции. Если меры не будут соблюдаться, будет дискредитирована не только власть, неспособная обеспечить эффективный контроль, но и сама идея ограничительных мер как инструмента борьбы с распространением инфекции. А это значит, что будет расти число заболевших и умерших.

За время действия режима ограничений в каждой сфере необходимо подготовить дорожную карту по выходу из локдауна с соблюдением мер безопасности, как это сделал Ираклий Хинтба, директор Русдрама. Гораздо сложнее это сделать в сфере образования – масштабы другие, и задача действительно колоссальная, поэтому к ее решению необходимо привлечь весь интеллектуальный ресурс страны.

Общественная Приемная по правам человека ЦГП