Наши комментарии
Уже много лет Центр Гуманитарных Программ поднимает вопрос о включении гражданского образования в систему образования в Абхазии. Для нас очевидно, что гражданское образование необходимо для того, чтобы наше граждане умели ориентироваться в нынешней общественно-политической системе, понимали принципы и механизмы, призванные сделать эту систему максимально справедливой и эффективной, обладали навыками критического мышления, были неравнодушными, ответственными и вносили свой вклад в построение современного демократического государства.
К сожалению, даже среди тех, кто находится на государственной службе, немало людей, которые никогда не держали в руках текст Конституции Абхазии. А среди тех, кто ее все-таки прочитал, немало людей, слабо разбирающихся в принципах, на которых зиждется наше государство. Незнание, отсутствие опыта, воспроизведение паттернов, характерных для командно-административной системы, в которой обычные граждане – в лучшем случае просители, в худшем – потенциальные нарушители закона, порождает ощутимый разрыв между демократической формой (Конституцией) нашего государства и проявлениями недемократической практики.
С другой стороны, сами граждане часто не осведомлены о своих правах, не чувствуют себя настолько свободными, чтобы не опасаться осложнений в своей жизни, например, после обращения в суд. Более того, даже если человек теоретически знает о том, что Конституция гарантирует ему права и свободы, наличия лишь гражданского рвения недостаточно для эффективного решения проблем и реальной защиты прав человека. В мире есть немало примеров, когда граждане активно участвуют в общественно-политической жизни, но их участие носит деструктивный характер, а наличие демократических процедур в виде, к примеру, свободных выборов, приводит к власти далеко недемократичные режимы.
Все это делает введение гражданского образования в систему образования в Абхазии актуальным вопросом. Однако в системе образования, как в школе, так и в средне-специальных и в высших учебных заведениях,по сей день доминируют консервативные подходы, не отвечающие реалиям и вызовам сегодняшнего дня.
Иногда можно услышать такое мнение противников гражданского образования: «Нам, в первую очередь, нужны люди с фундаментальными знаниями, профессионалы в своей области». Но кто же с этим спорит?! Конечно, человек должен быть профессионалом в своей области, и без специальных знаний таковым он не станет. Мы вовсе не противопоставляем гражданскую компетентность профессиональным знаниям. Но говорить о том, что гражданское образование не актуально, это значит не понимать, в какой системе ты живешь.
Проиллюстрируем высказанную выше мысль примером из экологии. В Абхазии уже многие понимают, какой урон нанес деревьям пальмовый долгоносик. Ситуация практически вышла из под контроля. При наличии достаточно известных и высокообразованных специалистов, осознающих все возможные печальные последствия нынешней ситуации, первыми публично бить тревогу и предпринимать активные действия по спасению пальмовых деревьев стали вовсе не биологи с фундаментальными знаниями, и не профессиональные экологи, а простые граждане – неравнодушные, готовые взять на себя ответственность, желающие внести свой вклад в спасение деревьев, делающие все, чтобы расшевелить тех, кто по долгу службы сам должен был бы работать, не покладая рук.Разумеется, активным гражданам понадобились консультации и советыпрофессиональных экологов. Но вопрос в том, почему экологи, биологи и прочие специалисты не подняли шум задолго до того, как ситуация вышла из-под контроля?
Вышеприведенный пример лишь подтверждает идею о том, что образованный человек – это не просто человек, обладающий набором специальных знаний. Это активный человек, обладающий гражданскими компетентностями. Недаром гражданское образование зиждется на триаде взаимосвязанных элементов: ЦЕННОСТИ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ. Важно, какими ценностями руководствуется гражданин, каким набором знаний он обладает, насколько глубоко понимает процессы, происходящие вокруг, какими навыками он владеет для того, чтобы быть активным и конструктивным участником этих процессов.
Важной частью гражданского образования является образование в области прав человека. Любой гражданин должен знать, что у него есть права и свободы. Если он забудет о своих обязанностях, то государство ему напомнит. Но и государственные чиновники должны понимать, что при исполнении своих служебных обязанностей они должны исходить из принципа уважения прав человека, защиты человеческого достоинства. Откуда взяться чиновникам или представителям правоохранительных органов, ориентирующимся на защиту прав человека? В отсутствие системы гражданского образования, рассчитывать можно только на то, что человек будет заниматься самообразованием, что он обладает навыками критического мышления, понимает суть демократического транзита, видит ценность в концепции прав человека. Сколько таких людей в системе власти, в правоохранительных органах? Можно ли надеяться на то, что без системной работыколичество компетентных в этих вопросах людей будет расти, и ситуация изменится коренным образом в обозримом будущем? Конечно же, нет. Поэтому гражданское образование должно внедряться повсеместно. Его надо вводить на всех уровнях – и в школе, и в средне-специальных учреждениях, и в ВУЗах.
Верховенство права – краеугольный принцип демократии. Там, где этот принцип не соблюдается, нарушаются права человека. Кто ответственен за нарушение прав человека? Государственные органы, в первую очередь, правоохранительные. Поэтому особую роль приобретает образовательная работа в области прав человека для представителей правоохранительных органов, которые должны увидетьпрямую связь между эффективностью работы по охране правопорядка с обеспечением прав человека.
Сегодня, когда мы слышим о том, что в недрах Министерства образования разрабатывается проект Закона об образовании, хотелось бы знать, какие принципы положены в основу этого проекта, какие предполагаются реформы, и какая роль отводится гражданскому образованию.